Когда назначается и что показывает исследование мазка у женщин

Мазок на заболевания урогенитальной сферы — один из самых распространенных и информативных методов анализа в современной медицине. С его помощью можно выявить не только банальные воспаления, но и предупредить развитие онкологических заболеваний. Несмотря на надежность и доступность метода, не все женщины осознают необходимость регулярного посещения гинеколога и сдачи анализов и нередко обращаются к врачу только в запущенных случаях.

Показания к назначению анализа мазка у женщин

Каждая женщина хоть раз в своей жизни, посещая гинеколога, сдавала мазок на микрофлору или скрытые инфекции. Мазок берется со стенок влагалища, цервикального канала и шейки матки. В лабораторных условиях проводится микроскопическое исследование клеток, содержащихся в биологическом материале. Такой анализ позволяет оценить состояние эпителиальных клеток матки и влагалища, выявить патогенные микроорганизмы и заболевания, передающиеся половым путем. Мазок желательно сдавать регулярно, раз в год, даже если у женщины нет видимых поводов для беспокойства, поскольку многие инфекции в течение длительного времени могут не вызывать никаких симптомов.

В обязательном порядке назначается мазок в тех случаях, когда женщина жалуется на зуд и жжение в области половых органов, необычные выделения из них, внезапную боль внизу живота. Как правило, эти признаки указывают на наличие какого-либо заболевания, диагностировать которое можно только с помощью анализа мазка. Кроме того, желательно провести исследование биоматериала в том случае, если у женщины произошел незащищенный контакт с малоизвестным ей партнером и есть риск заразиться инфекционным заболеванием, передающимся половым путем.

Также врач-гинеколог назначает обязательную сдачу анализа мазка женщинам, планирующим беременность, готовящимся к ЭКО или другим процедурам искусственного оплодотворения (ВРТ). Женщинам, ожидающим ребенка, анализ мазка проводится трижды на всем протяжении срока, поскольку инфекции способны передаваться от матери к ребенку, осложнять роды или вызывать выкидыш.

Типы анализов мазка

В гинекологии существует несколько типов анализа мазка в зависимости от вида исследования.

1. Самым распространенным является мазок на флору или общий мазок , при помощи которого врач определяет так называемую чистоту влагалища у женщины. Что он показывает? Этим способом можно определить состояние клеток эпителия и выявить наличие заболеваний, вызванных патогенными микроорганизмами, таких как вагинит, кандидоз (молочница), вагиноз, цервицит.
    В результате проведения бактериоскопического исследования также диагностируются некоторые заболевания, передающиеся половым путем — гонорея, трихомониаз. В основе анализа лежит способность разных микроорганизмов окрашиваться в разные цвета в зависимости от степени устойчивости к воздействию антибиотиков. Эта способность была открыта датским ученым Г.К. Грамом. В результате окрашивания биоматериала выявляются грамположительные (грам+) микроорганизмы, имеющие большую чувствительность к антибиотикам, и грамотрицательные (грам—), отличающиеся более тонкой и сложной в строении оболочкой и низкой чувствительностью к препаратам. Грамотрицательные микроорганизмы способны вызвать различные заболевания женской половой сферы.
    Врач-лаборант в процессе проведения анализа под микроскопом подсчитывает количество по-разному окрашенных микроорганизмов, лейкоцитов, определяет форму бактерий, их размеры и расположение. В некоторых случаях исследуются неокрашенные (нативные) мазки, что позволяет обнаружить жгутиковые формы трихомонад. Кроме того, в рамках мазка на флору может проводиться так называемый посев на микрофлору. Он используется в тех случаях, когда возбудитель заболевания из-за его малой концентрации не может быть обнаружен под микроскопом и для определения рода и вида бактерий. В этом случае биоматериал, взятый из половых органов женщины, помещают в специальную питательную среду на основе желатина, и через определенное время изучают результат.

Появление на питательном субстрате колоний микроорганизмов говорит о наличии заболевания. Метод посева также используется для определения стратегии лечения, поскольку во время созревания колонии можно выяснить, к воздействию каких групп антибиотиков она особенно неустойчива.

1. Мазок на скрытые инфекции . К скрытым инфекциям относят группу болезней, которые могут бессимптомно протекать на протяжении нескольких месяцев или даже лет, вызывая осложнения, а некоторых случаях — даже бесплодие. На сегодняшний день наиболее достоверным способом выявления скрытых инфекций является исследование мазка при помощи ПЦР (полимеразной цепной реакции). Этот метод используется для диагностики инфекций, не обнаруживаемых в общих мазках. Для проведения анализа берется секрет из шейки матки, влагалища или мочеиспускательного канала и производится многоэтапное повышение концентрации нуклеиновой кислоты и копирование отдельных фрагментов ДНК присутствующих в мазке микроорганизмов. В результате врач может установить видовую и родовую принадлежность всех патогенных бактерий и их способность вызывать развитие заболеваний. В большинстве случаев ПЦР-анализ применятся при подозрении на наличие заболеваний, передающихся половым путем и имеющих на ранних стадиях практически бессимптомное течение. Преимуществами метода являются:
  • высокая точность определения возбудителя инфекции;
  • возможность определения именно наличия вируса, а не продуктов его жизнедеятельности или распада;
  • возможность постановки точного диагноза на основе всего одной клетки микроорганизма.
  1. Мазок на онкоцитологию, или тест по Папаниколау (пап-тест) , позволяет выявить наличие онкологических заболеваний в шейке матки на ранних стадиях и вовремя начать терапию. Пап-тест определяет большинство воспалительных заболеваний, дисплазию эпителия и злокачественные образования. Сдавать этот мазок рекомендуется ежегодно всем женщинам в возрасте от 21 до 65 лет. В случае если у женщины наблюдаются нарушения менструального цикла, воспалительные процессы цервикального канала, бесплодие, врач назначит мазок на онкоцитологию в обязательном порядке. Также рекомендуется пройти пап-тест при диагностировании диабета, ожирения 2–3 степени, в период планирования беременности, при приеме гормоносодержщих препаратов и наличии в организме вирусов генитального герпеса и папилломы.
    При анализе мазка можно получить пять типов результата в зависимости от наличия и степени патологии. Первый тип — это отрицательный показатель, говорящий о том, что никаких отклонений от нормы в организме женщины нет, и она полностью здорова. При втором типе присутствует воспалительное заболевание, требующее лечения. Третий тип свидетельствует о наличии в эпителии единичных клеток с аномальным строением ядра. Четвертый тип — подозрение на злокачественное образование или эрозию шейки матки, генитальный герпес, папиллломовирусную инфекцию, паракератоз. Пятый тип — наличие онкологического заболевания, требующего незамедлительного лечения. Следует помнить, что мазок показывает только степень изменения клеток, но не причину, их вызвавшую. Для постановки диагноза необходимы результаты других анализов, включая биопсию, кольпоскопию и гистологическое исследование.
    Если в мазке будут найдены атипичные клетки, то в заключении будет об этом написано, а также будет указан тип изменений. Если в расшифровке мазка на цитологию нет особых примечаний, это говорит о том, что в ходе исследования никаких патологий обнаружено не было.

Подготовка к исследованию

При выборе дня для взятия мазка нужно учитывать менструальный цикл. Желательно сдавать анализ перед началом менструации или через несколько дней после ее окончания (оптимальный срок — пятый день), чтобы избежать попадания крови в мазок. Хотя процедура взятия мазка и не слишком сложна, все же необходимо заранее принять некоторые дополнительные меры, чтобы обеспечить чистоту результата. Подготовка к мазку на инфекции у женщин заключается в следующем:

1. Не использовать вагинальные свечи, тампоны, мази перед анализом.
  2. Отказаться от спринцевания.
  3. При наличии воспалительного заболевания, сопровождающегося обильным выделением секрета необходимо сначала провести лечение и только после полного выздоровления сдавать мазок.
  4. Воздержаться от половых контактов в течение одного-двух дней до сдачи анализа.
  5. Не использовать средства интимной гигиены накануне и в день процедуры.
  6. Воздержаться от опорожнения мочевого пузыря в ближайшее время перед сдачей мазка.

В остальном женщина может вести обычный образ жизни: не требуется ограничений ни по питанию, ни по физической активности.

Как берут мазок у женщин

Взятие у женщины мазка на флору, на скрытые инфекции и на онкоцитологию несколько различается. Во всех случаях перед процедурой женщина проходит общий гинекологический осмотр на кресле с помощью зеркала.

При мазке на флору после визуальной оценки стенок влагалища врач специальным стерильным шпателем осуществляет забор материала из трех участков — влагалища, шейки матки и наружного отверстия мочеиспускательного канала. В некоторых случаях забор производится только с двух первых участков. Взятый шпателем материал равномерно широким мазком распределяется по стерильному предметному стеклу. Нанесение материала каплей, толстым слоем или небольшим мазком считается неправильным, поскольку затрудняет работу врача-лаборанта. При этом материалы из разных участков должны наносится на стекло отдельно друг от друга. С обратной стороны стекла врач делает пометки о месте взятия мазка: U — мочеиспускательный канал, V — влагалище, С — шейка матки. После этого стекло высушивается и направляется в лабораторию на исследование.

При сдаче мазка у женщин на скрытые инфекции и на онкоцитологию забор материала производится специальной щеточкой или с помощью особых стерильных ватных тампонов. Перед взятием материала обязательно удаляют слизь, так как ее наличие может дать ложный результат. Поскольку большинство микроорганизмов являются внутриклеточными паразитами, точное обнаружение их возможно только при исследовании соскоба со стенок половых органов. При анализе на скрытые инфекции материал со щеточки помещают в физраствор, хранящийся в холодильнике. Мазок на онкоцитологию наносят на предметное стекло и высушивают.

Как правило, процедура забора мазка для женщины практически безболезненна. Неудобство может вызывать соприкосновение с гинекологическим зеркалом из-за разницы температур между телом и металлическим инструментом. При взятии материала тампоном или щеточкой с шейки матки может отмечаться незначительное болевое ощущение, которое проходит сразу после окончания манипуляции. Мазок на онкоцитологию иногда способен вызывать незначительные кровянистые выделения в течение двух-трех дней. Если возникают сильные кровотечения, повышение температуры, боли в животе, то необходимо срочно обратиться к гинекологу, поскольку такие симптомы при взятии мазка нормой не являются.

Что показывает анализ мазка у женщин: интерпретация результатов

После проведения анализа мазка пациентка получает результаты, которые полностью зависят от типа, назначенного ей исследования.

При расшифровке анализа мазка на флору необходимо знать показатели нормы:

1. Плоский эпителий (пл.эп) — у здоровой женщины этот показатель не должен превышать 15 клеток в поле зрения. Большее их количество говорит о воспалительном процессе, а меньшее — о наличии гормональных нарушений.
  2. Лейкоциты (L) . Нормальное количество во влагалище — не более 10-ти, а в шейке матки не более 30-ти единиц.
  3. Палочки Дедерлейна , обеспечивающие нормальную микрофлору женских половых органов. В мазке здоровой женщины они должны присутствовать в большом количестве, поскольку их недостаток свидетельствует о нарушенной микрофлоре влагалища.
  4. Слизь должна присутствовать в мазке в умеренном количестве. Обильные выделения слизи — признак воспаления или инфекции.
  5. Грибки рода кандида, гонококки, трихомонады в мазке выявляться не должны. Их наличие свидетельствует о заболевании.

Кроме этих показателей в анализе может быть указана одна из четырех степеней чистоты влагалища. Нормальными являются только первая и вторая степень, третья и четвертая являются признаком заболевания половых путей.

Результаты анализа мазка на скрытые инфекции можно получить через 1–2 суток после сдачи. В некоторых случаях они могут быть готовы прямо в день прохождения процедуры. При помощи мазка выявляются следующие инфекции:

• герпес-вирус человека 1 и 2 типов;
  • гарднерелла;
  • микоплазма;
  • уреаплазма;
  • хламидии.

Мазок на инфекции в большинстве случаев является достаточно надежной диагностической процедурой. С его помощью можно выявить большинство серьезных заболеваний половой сферы, при этом стоимость анализа является вполне доступной даже в частных клиниках.

Источник:

Мазок на флору у женщин. Мазок со слизистой влагалища на чистоту – расшифровка результатов, как подготовиться, зачем производят? Нормальные показатели микрофлоры влагалища.

Мазок на флору у женщин – лабораторное исследование, определяющее виды бактерий, которые присутствуют во влагалище. Это самый распространенный и простой метод выявления воспалений и ЗППП (заболеваний, передающихся половым путем).

Исследование абсолютно безболезненное. Оно производится во время обычного гинекологического осмотра. Врач берет материал одноразовым шпателем со стенок влагалища и шейки матки. Содержимое влагалища (влагалищный секрет) наносится на стекло. В лаборатории материал окрашивают, для того, чтобы бактерии стали четко различимы.

Цель исследования

• определить состояние микрофлоры влагалища;
  • выявить половые инфекции и их возбудителя;
  • определить степень воспалительного процесса;
  • оценить степень чистоты влагалища, что обязательно перед дальнейшими диагностическими исследованиями и гинекологическими операциями – прижиганием эрозий, удалением полипов, выскабливанием;
  • оценить состояние здоровья беременных женщин.

Когда гинеколог берет мазок на флору?

• жалобы на зуд или выделения из влагалища, другие симптомы воспаления;
  • профилактические осмотры;
  • контроль проведенного лечения;
  • прием гормональных препаратов и иммуносупрессоров;
  • контроль микрофлоры на фоне длительного приема антибиотиков;
  • беременность. Проводится 3 раза за беременность (при постановке на учет, на 30-ой и 36-ой неделе).
Читать еще:  Врач пульмонолог - прием, отзывы, консультация

Данное исследование имеет множество названий: мазок на флору, общий мазок, бактериоскопия, мазок на чистоту. Существуют также мазки на флору из мочеиспускательного канала и канала шейки матки. Обычно эти три вида мазка проводят совместно.

Нормальная микрофлора влагалища

Влагалище здоровой женщины не стерильно. В нем присутствует множество видов микроорганизмов, их совокупность и называется микрофлорой. Бактерии постоянно конкурируют между собой за места обитания на стенках влагалища и за продукты питания.

Наиболее многочисленными являются лактобактерии и бифидобактерии, которые прикрепляются к эпителию влагалища. Они вырабатывают спирты, перекись, молочную и другие кислоты, обеспечивающие кислую реакцию влагалищного секрета. А также лизоцим и другие ферменты, сдерживающие размножение других видов бактерий.

Микроорганизмы, входящие в состав микрофлоры здоровой женщины

Микроорганизмы Количество КОЕ/мл
Вейлонеллы Veilonella spp. До 10 3
Микоплазмы M.hominis До 10 3
Уреаплазмы U.urealyticum 10 3
Кандиды – дрожжеподобные грибы 10 4

Аббревиатура КОЕ/мл означает – колониеобразующих единиц в 1 мл питательной среды. Каждая колониеобразующая единица – это микроорганизм, из которого может образоваться колония.

Число бактерий выражают в десятичных логарифмах, для того, чтобы не писать числа с большим количеством нолей.

В описании влагалищной микрофлоры часто можно встретить названия грамположительные или грамотрицательные бактерии. Эти термины означают, что первые бактерии окрашиваются по методу, разработанному микробиологом Граммом, а другие при этом не изменяют свою окраску.

Грамположительные палочки в мазке, к которым относятся лактобактерии, являются хорошим признаком. В норме они преобладают у женщин репродуктивного возраста. В период менопаузы (климакса) и постменопаузы на первое место выходят грамотрицательные бактерии.

В зависимости от потребности в кислороде бактерии разделяют на

• аэробные – те, что развиваются при наличии кислорода;
  • анаэробные – для жизнедеятельности которых не нужен кислород.

Во влагалище здоровой женщины большинство бактерий анаэробы 10 8 –10 9

Как делают мазок на микрофлору влагалища?

Взятие мазка происходит в кабинете врача-гинеколога. Также женщина может пройти это исследование в частной лаборатории.

Процедура включает несколько этапов.

1. Женщина размещается в гинекологическом кресле.
  2. Введение стерильных гинекологических зеркал для получения доступа к стенкам влагалища и шейке матки.
  3. Сбор материала с задней стенки влагалища. Эта процедура абсолютно безболезненна. Неприятные ощущения могут возникнуть льшь при прикосновении шпателя к воспаленному участку.
  4. Нанесение материала на предметное стекло. Влагалищный секрет распределяют штриховыми движениями по обезжиренному стеклу максимально тонким слоем, чтобы клетки располагались в один ряд и не закрывали друг друга.
  5. Фиксация мазка необходима, если его доставят в лабораторию более чем через 3 часа. Обработка позволяет избежать деформации клеток при высыхании и дает возможность сохранить препарат.
  6. Окраска мазка по методу Грама. В качестве красителя используется метиленовый синий. После окрашивания легче установить вид бактерий и определить состав микрофлоры.
  7. Оценка результата, которая состоит из 3-х частей: подсчет лейкоцитов, видовой состав микрофлоры, оценка чистоты влагалища.

Зачастую мазок берут сразу из трех точек:

• отверстия мочеиспускательного канала и парауретральных ходов (узких каналов, расположенных параллельно уретре);
  • стенок влагалища;
  • канала шейки матки.

Анатомическая близость этих участков приводит к тому, что инфекции и воспаления протекают взаимосвязано. Для каждого участка используется отдельный стерильный шпатель, щеточку или ватный тампон. Взятый материал наносят на 3 стерильных предметных стекла, отдельно для каждого участка.
Мазок на флору из влагалища абсолютно безвредная процедура, которая разрешена, в том числе и беременным женщинам. Во время забора материала слизистая не травмируется, поэтому после процедуры нет никаких ограничений. Разрешается принимать ванну, плавать, вступать в половые контакты и т.д.

Как подготовиться к этому мазку?

Что показывает мазок на микрофлору влагалища?

4 степени чистоты влагалища

Степень Выявленные изменения О чем говорит
I Среда кислая.
Лейкоциты – до 10.
Эпителиальные клетки – 5-10.
Большинство микроорганизмов – лактобактерии (палочки Дедерлейна). Другие бактерии – единично.
Слизь – небольшое количество.
Идеальное состояние микрофлоры влагалища. Крайне редко встречается у женщин детородного возраста, живущих половой жизнью.
II Среда слабокислая.
Лейкоциты – до 10.
Эпителиальные клетки 5-10.
Большинсто – палочки Дедерлейна. Грамположительные кокки в небольшом количестве.
Слизь в небольшом количестве.
Нормальное состояние. Встречается у большинства здоровых женщин.
III Среда нейтральная.
Лейкоциты – свыше 10.
Эпителиальные клетки – свыше 10.
Микроорганизмы в умеренном или большом количестве. Присутствуют грамотрицательные и грамотрицательные палочки и кокки. Единичные палочки Дедерлейна.
Присутствуют «ключевые» клетки.
Слизь – умеренное количество.
Воспаление влагалища – кольпит. Могут возникнуть симптомы: кремообразные выделения из влагалища, зуд, жжение, дискомфорт во время полового акта.
У некоторых женщин это состояние протекает бессимптомно.
IV Среда нейтральная или щелочная, рН свыше 4,5.
Лейкоциты – свыше 30-ти или все поле зрения.
Эпителиальные клетки – в большом количестве.
Микроорганизмы в массивном количестве. Микрофлора представлена различными условно-патогенными и болезнетворными микроорганизмами. Палочки Дедерлейна могут отсутствовать.
Слизь в большом количестве.
Выраженный воспалительный процесс. Симптомы: обильные выделения из влагалища (белые, желтоватые, зеленоватые), часто с неприятным запахом. Зуд, жжение, сухость, дискомфорт. Неприятные ощущения, боль при половом акте.

Какова норма мазка на микрофлору влагалища?

О чем говорят лейкоциты в мазке на флору влагалища?

Зачем производят чувствительность к антибиотикам при исследовании мазка?

Чувствительность к антибиотикам или антибиотикограмма – выяснение чувствительности бактерий к антибиотикам. Исследование проводят одновременно с посевом мазка при обнаружении во влагалище болезнетворных бактерий, вызывающих воспаление или половые инфекции.

Существует большое количество антибиотиков, но не все они одинаково эффективны по отношению к разным группам бактерий (на вирусы антибиотики не влияют). Случается, что после курса антибиотиков пациентка не выздоровела или болезнь вернулась через несколько дней/недель. Это произошло, потому что для лечения были назначены антибиотики, слабо влияющие на возбудителя болезни.
Для того чтобы лечение было максимально эффективным необходимо определить, какие антибиотики:

• полностью уничтожают бактерию – возбудителя болезни;
  • останавливают рост возбудителя;
  • не влияют на жизнедеятельность данной бактерии.

На основе проведенного исследования составляется антибиотикограмма. Это перечень антибиотиков, к которым чувствительны бактерии.

Как происходит исследование на чувствительность к антибиотикам?

После того, как были определены бактерии, вызвавшие болезнь, их распределяют в несколько пробирок с питательными средами. В каждую пробирку добавляют определенный антибиотик. Пробирки помещают в термостат, где созданы оптимальные условия для их размножения.

После культивации (около 7 дней) анализируют рост бактерий в пробирках. Там, где бактерии чувствительны к антибиотику, колоний не образуется. Этот препарат оптимальный для лечения пациентки. В пробирку, где добавлены препараты, к которым антибиотики нечувствительны, рост бактерий самый интенсивный. Такие лекарственные средства не могут быть использованы для лечения данного заболевания.

Что такое посев мазка?

Посев мазка или бактериологический посев (бакпосев) мазка – это лабораторное исследование, при котором содержимое влагалища помещают в питательную среду и создают оптимальные условия для роста бактерий.

Цели исследования:

• определить возбудителя инфекции половых органов;
  • установить степень обсемененности – количество бактерий во влагалище;
  • контролировать состояние микрофлоры после длительного лечения антибиотиками, цитостатическими препаратами. Проводится через 7-10 дней после отмены препарата.

В каком случае назначают посев мазка?

• всем беременным женщинам при постановке на учет;
  • при воспалительных процессах в половых органах;
  • в мазке обнаружены грамотрицательные диплококки – для подтверждения гонококковой инфекции (гонореи);
  • при вульвовагините рецидивирующем или хроническом.

Как проводится микробиологическое исследование?

Отделяемое влагалища помещают в питательные среды – растворы или желеобразные массы, в которых имеются питательные вещества для бактерий. Пробирки и чашки Петри на 3-5 дней помещают в термостат, где постоянно поддерживается температура около 37 градусов, оптимальная для размножения микроорганизмов.

После культивации лаборант оценивает результаты. Из каждого микроорганизма в процессе деления вырастает целая колония бактерий. По ее внешнему виду лаборант определяет вид возбудителя. А по количеству колоний можно судить о концентрации данных микроорганизмов во влагалище. Далее концентрацию сравнивают с нормальными показателями.
Значимыми считаются те бактерии, концентрация которых превышает 10 4 КОЭ/мл. При данной концентрации микроорганизмы способны вызвать заболевание. При обнаружении такого количества бактерий результат анализа считается положительным.

В заключении, выдаваемом лабораторией, указывается:

• вид микроорганизма, который преобладает в мазке;
  • патогенность микроорганизма – способность вызывать заболевание:
  • Патогенный – присутствие которого может быть вызвано только болезнью.
  • Условно-патогенный – бактерии, которые вызывают болезнь только при снижении иммунитета, при значительном увеличении их численности.
  • концентрация микроорганизма во влагалище. В числовом показателе и в виде словесной характеристики: «скудно», «умеренный рост», «обильный рост».

В лабораторном заключении количество и рост бактерий может характеризироваться степенью:

Источник:

Мазок на флору у женщин: что по нему определяют, норма и патология

Мазок на флору — часто назначаемый гинекологами анализ. Что он показывает и какие заблуждения на его счет существуют?

Данный анализ можно назвать «общим». Это первичная диагностика, которая позволяет врачу подтвердить или опровергнуть наличие воспалительного процесса во влагалище, уретре, цервикальном канале, а также сделать определенные выводы относительно возможной менопаузы или климактерических изменений у пациентки.

• микроскопическое (бактериоскопическое) исследование мазка, окрашенного по Граму — это официальное название;
  • мазок из половых органов;
  • бактериоскопия;
  • микроскопия.

Используется для диагностики инфекционно-воспалительных процессов. Бактериоскопия позволяет обнаружить в половых органах женщины бактерии: простейшие микроорганизмы — гонококки, провоцирующие гонорею, трихомонады — возбудителя трихомониаза. Также специалист в микроскоп увидит некоторые бактерии, грибы (Candida), ключевые клетки (признак бактериального вагиноза). Вид микроорганизма определяется по форме, размеру, а также тому — окрашиваются он красителем или нет, то есть является грамположительным или грамотрицательным.

Кроме того, в мазке из каждой точки (берут из влагалища, уретры, цервикального канала) подсчитывается количество лейкоцитов в поле зрения. Чем их больше — тем сильнее выражен воспалительный процесс. Оценивается количество эпителия и слизи. Плоского эпителия особенно много у женщин репродуктивного возраста в период овуляции — в середине менструального цикла.

• вагинальный кандидоз (молочница);
  • бактериальный вагиноз (ранее называли гарднереллезом);
  • гонорея;
  • трихомониаз.

Если четких признаков одного из этих заболеваний нет, но мазок плохой, проводится углубленное изучение материала — выполняется бакпосев.

Причины для выполнения посева в гинекологии

1. Если в мазке умеренное или большое количество лейкоцитов, но возбудитель инфекции не известен. Так как при микроскопии существует нижний предел выявляемости микроорганизмов: 10 в 4 — 10 в 5 степени.
  2. Если микроб выявлен, чтобы определить его чувствительность к антибиотикам.
  3. Если имеются признаки грибковой инфекции. Чтобы точно установить вид грибов и назначить эффективный антимикотический препарат.

Другие виды грибов Кандида можно не лечить, если нет патологических симптомов.

Если найдены ключевые клетки (признаки бактериального вагиноза), но кроме них присутствуют и другие микробы. Для идентификации.

В чем отличия между бакпосевом, мазком на флору и степень чистоты влагалища

В методе исследования. При общем мазке материал, нанесенный на стеклышко, окрашивают специальными красителями и смотрят под микроскопом. А когда делают бактериологическое (бакпосев, культуральное, микробиологическое) исследование, то его сначала «высеивают» на питательную среду. А потом, через несколько дней, смотрят под микроскопом — колонии каких микроорганизмов выросли.

То есть, если речь идет об экспресс анализе, вам дадут заключение только о количестве лейкоцитов, эпителия и слизи. Посев срочным не бывает

Также при микроскопии можно довольно быстро определить степень чистоты из влагалища. Здесь врач только оценивает соотношение между нормальной, условно-патогенной и патогенной микрофлорой.

Классическая оценка чистоты влагалища.

I степень Большое количество грамположительных палочек (Дедерлейна). Не много клеток плоского эпителия.
II степень Присутствуют кокки в поле зрения. Но их количество не велико, в сравнении с грамположительными палочками.
III степень Кокковая флора. Много лейкоцитов.
IV степень Палочки Дедерлейна практически отсутствуют. Много условно-патогенных микроорганизмов. Сплошь лейкоциты.
Степени Признаки
I Палочки Дедерлейна, плоский эпителий.
II Негноеродные бактерии. Лейкоциты в норме. Диагноз: негнойный бактериальный кольпит.
III Гноеродные (стафилококки, стрептококки, синегнойная палочка, гонококки и т. д.) микроорганизмы. Высокий уровень лейкоцитов. Гнойный бактериальный кольпит.
IV Гонорея (обнаружены гонококки).
V Трихомониаз (обнаружен трихомонады).
VI Вагинальный кандидоз (обнаружены грибы).

Что врачи не видят при микроскопии

1. Беременность. Чтобы ее определить, мазок не нужен и не важно какой результат он покажет. Необходимо сдать анализ крови на ХГЧ, пройти гинекологический осмотр у врача или сделать УЗИ матки. Можно определить хорионический гонадотропин в моче, но не в отделяемом из половых органов!
  2. Рак матки и шейки матки. Чтобы диагностировать злокачественное перерождение эндометрия, необходим гистологический материал, причем в большом количестве. И забирают его непосредственно из матки при раздельном диагностическом выскабливании.
Читать еще:  Мукалтин: инструкция по применению, цена, от какого кашля, отзывы для детей и при беременности

РШМ и другие патологии (эрозия, лейкоплакия, койлоцитоз, ВПЧ поражение, атипичные клетки и др.) ставят по результатам цитологического исследования. Данный анализ берется непосредственно с шейки матки, из зоны трансформации, по определенной методике с прокрашиванием по Папаниколау (отсюда и название анализа — ПАП-тест). Еще его называют онкоцитологией.

• Не показывает такие инфекции (зппп) как:
    • герпес;
    • хламидиоз (хламидии);
    • микоплазмы (микоплазмоз);
    • уреаплазмы (уреаплазмоз);
    • ВИЧ.
  • Первые четыре инфекции диагностируются методом ПЦР. А определить наличие вируса иммунодефицита по мазку с высокой точностью невозможно. Нужно сдать анализ крови.

Как подготовиться к сдаче анализа и когда он необходим

Мазок врач берет у пациентки на гинекологическом кресле (независимо от того — беременна она или нет) с помощью специальной щеточки или стерильной ложечки Фолькмана. Это совсем не больно и очень быстро.

Добиться хорошего, даже идеального мазка технически можно, если санировать влагалище хлоргексидином или мирамистином, например. Но какой в этом смысл?

• спринцеваться;
    • заниматься сексом;
    • использовать какие-либо вагинальные средства гигиены, интимные дезодоранты, а также лекарства, если они не были назначены врачом;
    • делать УЗИ с использованием вагинального датчика;
    • проходить кольпоскопию.
    • до посещения гинеколога или лаборатории, за 3 часа, не следует мочиться.

Сдавать мазки нужно вне менструального кровотечения. Даже если есть просто «мазня» в последний день месячных, лучше отложить исследование, так как результат наверняка будет плохим — выявится большое количество лейкоцитов.

Относительно приема алкоголя запретов нет.

Можно ли сдавать мазок при приеме антибиотиков или сразу после лечения? Нежелательно это делать в течение 10 дней после использования местного действия препаратов (вагинальных) и одного месяца по прошествии приема антибактериальных средств внутрь.

Микроскопическое исследование назначают:

• в плановом порядке при посещении гинеколога;
    • при поступлении в гинекологический стационар;
    • перед ЭКО;
    • во время беременности (особенно, если часто бывает плохим мазок);
    • если есть жалобы: необычные выделения, зуд, тазовая боль и т. д.

Расшифровка результатов: что считать нормой, а что — патологией в микрофлоре

Для начала предлагаем вашему вниманию таблицу, в которой отображены показатели так называемой первой степени чистоты. В ней нет упоминаний уретры (хотя материал забирается и оттуда), так как мы говорим о гинекологических заболеваниях. Воспалительный же процесс в мочеиспускательном канале лечит уролог.

Показатель Влагалище Цервикальный канал
    Лейкоциты 0-10 в поле зрения 0-30 в поле зрения
    Эпителий в зависимости от фазы мен. цикла
    Слизь умеренно
    Трихомонады нет
    Гонококки нет
    Ключевые клетки нет
    Кандиды нет
    Микрофлора отсутствует

Эпителий — количество эпителиальных клеток не считают, так как это не имеет диагностической ценности. Но слишком скудное количество эпителия говорит об атрофическом типе мазка — бывает у женщин в период менопаузы.

Лейкоциты — считаются в «поле зрения»:

• не более 10 — небольшое количество;
    • 10-15 — умеренное количество;
    • 30-50 — большое количество, женщина замечает патологические симптомы, а врач при осмотре диагностирует воспалительный процесс во влагалище и (или) на шейке матки.

Слизь (тяжи слизи) — в норме должна присутствовать, но большое ее количество бывает при воспалении. В уретре слизи быть не должно.

Палочковая флора или гр лактоморфотипы — норма, это защита влагалища от микробов.

Трихомонад, гонококков и ключевых клеток у здоровой женщины в шейке матки и во влагалище быть не должно. Кандиды в норме также отсутствуют. По крайней мере, в значимом количестве, которое выявляется при анализе на флору.

Годность мазка не большая. Но если женщина поступает в стационар, то у нее прямо там, при первичном осмотре на кресле, берут свежий.

Обычно результаты действительны 7-14 дней. Поэтому, если вам нужно его сдать перед операцией, сделайте это дня за 3 до поступления в больницу. Последним из назначенных анализов.

Что обнаруживают в бакпосеве

Расшифровать результат культурального исследования лучше всего сможет гинеколог. Но и вы сами, если прочтете информацию ниже, ориентировочно разберетесь в своем анализе.

Количество микроорганизмов может выражаться «крестами»:

• «+» – небольшое количество;
    • «++» – умеренное количество;
    • «+++» – большое количество;
    • «++++» – обильная флора.

Но чаще количество представителей микрофлоры выражают в степенях. Например: клебсиелла : 10 в 4 степени. Кстати, это один из представителей энтеробактерий. Грамоотрицательная палочка, аэробный микроорганизм. Один из наиболее опасных возбудителей, хоть и является лишь условно-патогенным. Все потому, что клебсиелла резистентна (невосприимчива) к большинству антибактериальных средств.

Ниже мы опишем другие частые термины, которые встречаются в результатах исследования, или вы можете услышать от врача.

Soor — это кандидоз или по-другому — молочница. Лечится антимикотическими (противогрибковыми) препаратами.

Бластоспоры и псевдомицелий дрожжеподобных грибов — кандидоз или другое грибковое заболевание, обычно лечится аналогично молочнице.

Дифтероиды — условно-патогенные микроорганизмы, по результатам исследований ученых, у большинства женщин порядка 10% микрофлоры составляют именно они, а также стрептококки, стафилококки, кишечная палочка, гарднерелла. Если нарушена флора, их число увеличивается.

Лептотрикс — анаэробная грамотрицательная бактерия, вызывающая лептотрихоз. Подробно о ней читайте в этой статье.

Смешанная флора — вариант нормы, если нет симптомов болезни, сплошь лейкоцитов или сильного их увеличения (40-60-100). 15-20 — вариант нормы, особенно во время беременности.

Энтерококки (Enterococcus) — представители кишечной микрофлоры, которые иногда попадают и во влагалище. Грамположительные кокки. Про энтерококк фекалис (Enterococcus faecalis) мы писали ранее. Есть еще enterococcus coli — кишечная палочка. Обычно вызывают неприятную симптоматику при концентрации выше 10 в 4 степени.

Синегнойная палочка — грамотрицательная бактерия. Часто поражает людей с низким иммунитетом. Имеет хорошую устойчивость к антибиотикам, что затрудняет процесс лечения.

Полиморфная палочка — обычный представитель биоценоза влагалища. Если количество лейкоцитов в норме и жалоб нет, ее наличие не должно тревожить.

Эритроциты — могут быть в маленьком количестве в мазке, особенно, если его брали во время воспалительного процесса или когда были небольшие кровянистые выделения.

Кокковая или коккобацилярная флора — обычно бывает при инфекционном процессе во влагалище или на шейке матки. Если у женщины есть жалобы, требуется антибактериальное лечение — санация влагалища.

Диплококки — разновидность бактерий (кокков). В небольшом количестве не приносят вреда. За исключением гонококков — возбудителей гонореи. Ее лечат всегда.

А в заключение приведем частые сокращения, которые пишут на бланках результатов анализов:

• L – лейкоциты;
    • Эп – эпителий;
    • Пл. эп. — плоский эпителий;
    • Gn (гн) –гонококк, возбудитель гонореи;
    • Trich – трихомонада, возбудитель трихомониаза.

Источник:

Мазок на флору — норма и патология

Мазок на флору направлен на выявление инфекционно-воспалительных заболеваний урогенитальной области (цервикального канала, влагалища и уретры). Микроскопия мазка с поверхности слизистой позволяет определить количество эпителиальных клеток и клеток воспаления (лейкоцитов), вид и количество присутствующих микроорганизмов (бактерий, простейших или грибов).

Мазок на фору забирается в зеркалах с помощью ложечки, щетки или специальной бактериологической петли, после чего материал тонким слоем распределяется на предметном стекле и высушивается при комнатной температуре. Обязательным является маркировка места взятия мазка. Полученный препарат окрашивают и изучают под микроскопом.

Наиболее информативен мазок когда:

• материал забирается во время активной фазы заболевания.
    • не проводилось никакого местного и общего лечения перед взятием материала, либо через 4 недели после окончания приема антибактериальных препаратов внутрь, либо через 10 дней после проведения местного лечения.
    • забор материала осуществляется в середине менструального цикла (при отсутствии явных клинических проявлений болезни) или в активную фазу заболевания при отсутствии кровянистых выделений.
    • в течение суток до проведения процедуры не было половых связей, использования любых вагинальных средств, в том числе спринцевания, вагинальных душей, тампонов.
    • туалет наружных половых органов накануне исследования проводился без использования мыла и гелей.
    • накануне забора материала не рекомендуется принимать ванную.
    • за суки до проведения мазка нежелательно проведение трансвагинального УЗИ и кольпоскопии.
    • также за 2 часа до проведения мазка не рекомендуется мочиться.

Не запрещается брать мазок на флору и в другие дни , однако нужно понимать, что диагностическая значимость будет низкой за счет большого количества ложноположительных результатов.

В любом случае, заключение о наличии какого-либо заболевания должно строиться на двух критериях — это клинические проявления и результаты мазка.

Мазок на флору — норма

Нормальная микрофлора влагалища очень разнообразна и содержит большое количество бактерий. У женщин репродуктивного возраста доминирующим микроорганизмом являются лактобациллы, однако кроме них находят уреаплазм (у 80%), гарднерелл (у 45%), кандид (у 30%) и микоплазм (у 15%) — это условно-патогенные микроорганизмы, которые при снижении иммунитета могут чрезмерно размножаться и приводить к возникновению воспаления и требуют назначения соответствующего лечения. В отсутствии клинических проявлений, таких как патологические выделения с неприятным запахом или зудом в области промежности, выявление данных микроорганизмов не должно трактоваться как патология.

Хламидии и вирусы также могут находить у женщин, которые не предъявляют никаких жалоб, однако эти агенты не являются частью нормальной микрофлоры и их наличие говорит о скрытой инфекции.

Микрофлора влагалища динамична и может меняться в различные дни менструального цикла. Бывают периоды, когда доминирует лактобациллярная флора и дни, когда преобладает гарднерелла. Значимое нарушение баланса микроорганизмов, сопровождающееся клинической симптоматикой, лежит в основе таких состояний как бактериальный вагиноз и кандидоз. Эти состояния могут часто рецидивировать даже при малейших изменениях в общем состоянии здоровья женщины или приеме антибиотиков. Особенно страдают женщины с семейной предрасположенностью.

Мазок на флору (общий мазок) — это первый шаг в оценке инфекционно-воспалительного процесса урогенитальной области. Он позволяет быстро определить одно из следующих состояний:

1. Норма
    2. Нарушение микрофлоры влагалища — бактериальный вагиноз
    3. Инфекция, вызванная грибами рода кандид — молочница
    4. Инфекции, передающиеся половым путем — гонорея и трихомониаз
    5. Неспецифический (бактериальный) вульвовагинит — лейкоциты в мазке в большом количестве без определяемой специфической микробной флоры. При выявлении большого количества лейкоцитов в мазке и наличии клиники воспаления возможно назначение антибиотика широкого спектра действия, который уничтожает до 90 % бактерий. При отсутствии лечебного эффекта для определения инфекционного агента необходимо провести бактериологический посев, поскольку микроскопически невозможно определить точный вид микроорганизма, вызвавшего воспаление. Бакпосев обычно сопровождается определением чувствительности к антибиотикам, что позволяет выбрать оптимальный препарат и достичь хорошего эффекта лечения.

Мазок на флору НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ:

1. Скрытые и внутриклеточные инфекции (герпес, впч, хламидии, микоплазмы, уреаплазмы, ВИЧ). Для определения этих агентов обязательно определение ДНК агента путем ПЦР.
    2. Беременность
    3. Предопухолевую (дисплазия шейки матки) и опухолевую (рак) патологию. Для этого существует мазок на цитологию , сутью которого является определение качественных изменений эпителия с помощью специальных окрасок.

Плоский эпителий в мазке

Довольно часто в результатах мазка можно увидеть фразу «плоский эпителий в большом количестве». Что это значит?

В норме в мазке должен присутствовать плоский эпителий — это слущенные клетки слизистой оболочки шейки матки и влагалища. Нормой считается определение не более 10 клеток в поле зрения, хотя это и относительный показатель. Повышение количества слущенного эпителия может наблюдаться при воспалительном процессе, раздражении слизистой (в том числе при активной половой жизни) и использовании различных влагалищных средств и процедур.

При обнаружении в мазке большого количества эпителиальных клеток 30-40-50 и более в первую очередь необходимо исключать воспаление!

Степени чистоты влагалища

Врач-лаборант при анализе мазка на флору может оценить количество лейкоцитов, а также соотношение между нормальной, условно-патогенной и патогенной флорой. Это достаточно субъективный метод оценки здоровья влагалища, однако он позволяет быстро определиться с дальнейшей тактикой.

Степени чистоты влагалища (таблица)

I Палочки Дедерлейна (лактобациллы), плоский эпителий (ориентировочная норма до 15 клеток).

Плоский эпителий в мазке является обычным явлением. Наличие плоского эпителия в большом количестве может говорить о воспалении или раздражении слизистой, когда клетки обильно слущиваются. К тому же неправильный забор материала и подготовка к исследованию (занятие сексом перед мазком) могут привести к увеличению эпителиальных клеток.

II Большое количество палочек Дедерлейна, небольшое количество кокков.
    III Большое количество кокков и лейкоцитов. Палочки Дедерлейна в небольшом количестве.
    IV Обилие условно-патогенной микрофлоры, промежуточная флора (переходные формы между палочками и кокками). Большое количество лейкоцитов (сплошным слоем).

Лейкоциты в мазке в большом количестве

Число лейкоцитов зависит от индивидуальных особенностей организма, дня менструального цикла, наличия внутриматочной спирали и не может являться объективным критерием воспаления! Для установления диагноза необходимо два критерия — клинические проявления инфекции и воспалительный характер мазка!

Несмотря на субъективность оценки лейкоцитов в мазке, за норму принято наличие не более 10-15 лейкоцитов в поле зрения. Большим количеством лейкоцитов считается наличие 30-40-50 и более клеток в поле зрения и может быть признаком воспаления.

При определении большого количества лейкоцитов в мазке может быть сразу же назначено противовоспалительное лечение или же дополнительные методы исследования для уточнения инфекционного возбудителя — посев на флору с определением чувствительности к антибиотикам и ПЦР.

Микроскопические критерии вульвовагинита/вагиноза (таблица)

критерии норма бактериальный вагиноз неспецифический вагинит кандидоз трихомониаз
    эпителий единичные клетки умеренное количество, «ключевые клетки» в большом количестве в большом количестве в большом количестве
    лейкоциты единичные единичные в большом количестве в большом количестве в большом количестве
    слизь умеренно много много умеренно много
    микрофлора лактобациллы отсутствие лактобацилл, обилие кокков, вибрионов Ообильная смешанная флора мицелий гриба трихомонады
    отношение лейкоцитов к эпителию

(Л:Э)

1:1 1:1 >1:1 >1:1

Бактериальный вагиноз

Бактериальный вагиноз развивается при нарушении нормального соотношения микроорганизмов во влагалище, что клинически проявляется сливкообразными выделениями со специфическим аминным запахом (запах «рыбы»). Частичная или полная утрата молочнокислых бактерий во влагалище ведет к избыточному размножению других микроорганизмов, таких как Гарднерелла (Gardnerella vaginalis), Микоплазма (Mycoplasma hominis), Уреаплазма (Ureaplasma urealyticum), а так же другие анаэробы — Fusobacterium, Prevotella, Peptococcus, Bacteroides, Peptostreptococcus, Veilonella, Vulonella, Mobiluncus. Однако ведущая роль в развитии бактериального вагиноза отводится именно Gardnerella vaginalis.

Изменения мазка при бактериальном вагинозе:

1. Лейкоциты обычно в норме или отсутствуют;
    2. Резкое снижение числа лактобацилл;
    3. Большое количество мелких кокков;
    4. Присутствие «ключевых» клеток — это эпителиальные клетки, покрытые сплошным слоем бактерий.

Мазок на флору является методом выбора для диагностики бактериального вагиноза и в проведение ПЦР исследования нет необходимости. В ряде случаев бактериальный вагиноз может протекать в сочетании с другими инфекциями, что клинически будет проявляться отеком и покраснением слизистой, зудом, дизурическими расстройствами. При подозрении на смешанную инфекцию целесообразно проведение дополнительных методов исследования (ПЦР и посева на флору с определением чувствительности к антибиотикам).

Лечение бактериального вагиноза показано для устранения симптомов и направлено на подавление чрезмерного роста условно — патогенной флоры и нормализацию биоценоза влагалища. Доказано, что лечение БВ снижает риск заражения ИППП, поэтому ряд специалистов выступает за проведение антибактериальной терапии и у женщин с бессимптомным течением заболевания.

Кандидоз

Кандидозный вагинит — частое заболевание женщин репродуктивного возраста. Существует бессимптомное носительство дрожжеподобных грибов рода кандид и клинически развернутое заболевание со специфическими проявлениями. Заболевание возникает при гормональном дисбалансе, дефектах общего и местного иммунитета, нарушениях микрофлоры влагалища, вследствие длительного приема антибиотиков широкого спектра действия, психоэмоциональном перенапряжении. Проявляется заболевание зудом и белесыми творожистыми выделениями, лечится однократным приемом противогрибкового препарата. В случае тяжелого течения кандидоза с частыми рецидивами применяются схемы длительной противогрибковой терапии.

Гонорея

Гонорея прявляется желтовато-зеленоватыми выделениями с отеком слизистой. Причиной являются диплококки Neisseria gonorrhoeae. При определении в мазке из цервикального канала более чем 15 лейкоцитов в поле зрения, обязательным шагом является последующее углубленное обследование на гонококковую и хламидийную инфекции. Исследование стоит проводить, поскольку гонококковая инфекция вызывает тяжелый гнойный аднексит, что ведет в будущем к бесплодию.

Критериями острой гонореи является:

• резкое снижение числа лактобацилл;
    • обилие лейкоцитов, фагоцитирующих бактерии;
    • обилие диплококков;
    • смешанная флора.

Трихомониаз

Трихомониаз — инфекция, вызванная простейшими микроорганизмами и проявляющаяся белесыми, водянистыми, пенящимися выделениями. Трихомонады могут переносить на себе другие микроорганизмы (хламидии, гонококки), вызывая таким образом смешанную тяжелую инфекцию. При выявлении в мазке трихомониаза обязательным становится определение возбудителей гонореи и хламидиоза.

Неспецифический (бактериальный) вульвовагинит

Аэробный вагинит проявляется желтовато-зеленоватыми выделениями со сладковатым запахом. Вызывается неспецифический вульвовагинит грамположительными и грамотрицательными микроорганизмы. В мазках отмечается наличие лейкоцитов в большом количестве, большое количество слущенного эпителия и бактерий. Лечится антибактериальными препаратами широкого спектра или направленным АБ после определения чувствительности.

Источник:

Что показывает мазок на флору у женщин?

Женская половая система зачастую подвергается заражению бактериями и инфекцией. Нередко в силу определенных обстоятельств развивается воспаление органов. Здесь присутствуют достаточно серьезные органы, которые в отдельности не могут функционировать в полной мере. В случае патологии одного из них – матки, яичников или маточных труб – вся половая система женщины терпит поражение, не исключается развитие онкологических заболеваний, нередко диагностируется бесплодие. Поэтому представительницы прекрасного пола должны проходить соответствующее обследование с требуемой регулярностью. К обследованию относят обязательный осмотр гинекологом с необходимыми для выявления патологий анализами.

К наиболее информационному анализу относят мазок на флору у женщин, представляющий полную картину состояния микрофлоры половых органов и гениталий. Женщины поймут – привычную и небезызвестную молочницу диагностируют подобным анализом. Но подробнее о нем далее в статье.

Что такое мазок на флору?

Что такое мазок? Мазок – это характерное движение гинеколога ватной палочкой для забора слизистой влагалища, шейки матки или мочеиспускательного канала. В дальнейшем в лаборатории проводятся соответствующее исследование забора слизистой. Согласно полному изучению результатов, определяют распространение инфекционного заболевания или развития бактериологического характера.

Мазок берется во время гинекологического осмотра в период прохождения комплексной комиссии или же при неприятных симптомах и жалоб со стороны пациентки. К неприятной симптоматике относят боль, жжение внизу живота или во влагалище с задействованием внешних половых губ, нередко пациентки жалуются на рези во время мочеиспускания. При обнаружении представленных симптомов необходимо срочно обратиться к врачу – даже зуд в области уретры может сигнализировать о развитии заболевания гинекологического характера.

Как берут мазок?

Не все женщины в точности знают правила забора слизистой. Это приводит к многочисленным отклонениям от нормы, а главное – к существенному искажению показателей. Поэтому женщинам следует соблюдать правила забора слизистой, где выделяют:

1. За 2 дня до предполагаемого осмотра гинекологом не занимаются сексом даже с постоянным партнером. Желательно не пользоваться какими-либо свечами или лекарственными препаратами для местного применения, следует отказаться от всевозможных сексуальных штучек, спринцеваний и принятия ванны.
    2. Мазок берут при отсутствии кровотечений, потому как во время менструаций микрофлора полностью меняет свое состояние и содержание.

С соблюдением правил женщина обеспечивает себе правдивые результаты проведенного анализа. Сам забор осуществляется шпателем или специальной палочкой с ватным наконечником. Забор проводят с трех мест – с шейки матки, влагалища и уретры. Болевых ощущений возникать не должно – если подобное возникло, значит, проходит развитие инфекционного заболевания с наличием воспалительного процесса.

Нормы и отклонения

В микрофлоре половых органов у женщины должно присутствовать 95% лактобактерий – они формируют молочную кислоту, обеспечивая требуемую кислотность для защиты от проникновения инфекций и прочих возбудителей.

В зависимости от жизненных обстоятельств (стресс, снижение иммунитета), а также при беременности количество лактобактерий значительно снижается, что провоцирует развитие инфекционных поражений.

Расшифровка анализов

Как только женщина получила анализы на определение микрофлоры половых органов, она сталкивается с огромным количеством обозначений, символов и цифр. Разобрать их может только специалист, но при детальном рассмотрении это можно сделать самостоятельно.

Итак, для начала определяют показатели для исследуемого места забора мазка. Здесь выделяют буквы:

• V – влагалище;
    • C – цервикальный канал шейки матки;
    • U – уретра.

Обозначения отождествляют первую букву названия места на латинском языке.

Далее следует обратить внимание на показатели, которые являются основными:

1. L – лейкоциты – имеются в здоровом состоянии и при развитии патологии. Их предназначение – защита половых органов женщины от проникновения бактерий. В нормальном состоянии их должно быть не более 10 во влагалище, не более 30 в шейке матки и не более 5 в уретре. При увеличении показателей делают предположение о наличии воспалительного процесса.
    2. Эп – эпителий – клетки слизистой, которые должны присутствовать в здоровом и больном состоянии. Отсутствие эпителия указывает на нарушения гормонального фона у женщин. Показатели эпителия для всех мест забора слизистой не должны выбиваться из предела 5-10 единиц. При увеличении говорят о наличии воспаления.
    3. Слизь – обязательно присутствует в небольших количествах во влагалище и цервикальном канале шейки матке. Увеличение или наличие в месте забора в уретре говорит о наличии воспаления.
    4. Общие показатели микрофлоры – обязательно во влагалище должны присутствовать палочки Дедерлейна в большом количестве. Эти палочки являются основными защитниками микрофлоры женщины, которые имеют иное название – лактобактерии.

При увеличении показателей в лаборатории фиксируют их превышение – возле каждого показателя ставят привычные знаки «+». Их определение представляется:

• «+» — незначительное количество говорит о превышении, но без развития воспаления;
    • «++» — умеренное увеличение указывает на начало воспалительного процесса;
    • «+++» — увеличенное количество – воспаление развивается и прогрессирует;
    • «++++» — обильное количество может сигнализировать о наличии серьезного заболевания половых органов, вплоть до запущенных стадий или онкологического характера.

Это упрощенная форма расшифровки результатов. В полученных документах представлено гораздо больше показателей.

Чего не должно быть в результатах

Приведенные выше показатели далеко не все, что показывает результаты проведенного обследования. В бланках представлены показатели определенных составляющих, которых не должно быть в принципе в мазке на флору. Наличие цифр говорит о заражении, прочерк – женщина здорова.

К составляющим, которых не должно быть относят следующие:

1. Гонококки – грамотрицательная бактерия, наличие которой свидетельствует о развитии гонореи у женщины, а также воспаления мочеиспускательного канала, шейки матки, маточных труб или прямой кишки.
    2. Трихомонады – бактерия видоизменяемой формы, которая редко определяется обычным анализом на флору – рекомендуется делать дополнительный посев. Ее выявление в мазке говорит о заражении трихомониазом.
    3. Ключевые клетки – это обычные клетки эпителия, которые склеились в гарднереллами и прочими возбудителями. Их наличие в слизистой влагалища и прочих исследуемых мест говорит о бактериальном вагинозе.
    4. Кандиды – грибок, который отсутствует или присутствует в незначительных количествах у здоровых женщин. Но при наличии кандид выше показателей лактобактерий велика вероятность развития кандидоза – привычной молочницы. Более того, заболевание может вовсю прогрессировать, но женщина на начальном этапе может просто не обратить внимания на слабый зуд во время мочеиспускания.

В микрофлоре женщины также не должны быть обнаружены атипичные клетки – клетки видоизмененной формы, которые нередко свидетельствуют о развитии онкологического заболевания.

Анализы на микрофлору во время беременности

Беременные женщины сдают анализы на флору несколько чаще, чем «обычные» женщины. Подобное объясняется простым опасением заражения или воспаления, ведь вынашивание плода значительно снижает иммунитет будущей матери, а значит может повлечь неспецифическое для предбеременного состояния развитие заболеваний или воспаления.

Забор слизистой проводится точно также, исключением выступает забор из цервикального канала – он проводится более аккуратно, чтобы не спровоцировать выкидыш у беременной.

Зачем проводить подобные анализы?

Удивительно, но даже если ранее у женщины не было никаких неблагоприятных симптомов, с наступлением беременности нередко выявляются инфекционные заболевания, передающиеся половым путем. Здесь выделяют:

• гонорею;
    • сифилис;
    • уреаплазмоз;
    • микроплазмоз;
    • генитальный герпес и прочие заболевания.

Своевременное выявление представленных заражений позволит начать вовремя лечение, а, следовательно, защитить ребенка от возможного заражения и развития различных патологий. Во время беременности у женщин вырабатывается прогестерон, который может значительно повлиять на выработку лейкоцитов. Именно поэтому во время беременности допускается показатель до 20 единиц. Его превышение говорит о начале воспаления, что нередко приводит к выкидышу плода на начальных сроках и преждевременным родам в третьем триместре.

Неблагоприятные результаты анализов указывают на наличие заболевания воспалительного или инфекционного характера, причем это не всегда может быть связано с половыми органами. К примеру, у беременных женщин повышенные лейкоциты могут помочь выявить малярию, тиф и прочие подобные заболевания. Для уточнения диагноза врачи назначают женщинам дополнительное обследование – ДНК-диагностику, бактериологический посев и другие дополнительные исследования.

Женщина должна внимательно относиться к своему здоровью, в том числе и состоянию половых органов, тем более если планируется зачатие ребенка. Инфекции и бактерии нередко становятся провокаторами развития онкологического заболевания, поэтому при первых же неприятных симптомах необходимо срочно обратиться к врачу.

Ссылка на основную публикацию