Тоннель из Россию в Америку уже заложен: путь займет две недели
«Внимание, граждане пассажиры! Скорый поезд Москва – Нью-Йорк отправится от второй платформы. Повторяю…» Это не цитата из фантастического романа или фильма. Подобные объявления на одном из столичных вокзалов можно было бы услышать, если бы еще лет 75 назад реализовали идею Сталина о прокладке железнодорожной магистрали, связывающей СССР и Соединенные Штаты. Тогда даже приступили к предварительным проработкам столь грандиозного проекта.
тестовый баннер под заглавное изображение
Среди нынешних свежих новостей внимание многих привлекла информация о высказанном спецпредставителем Президента РФ по экономическому сотрудничеству с зарубежными странами генеральным директором Российского фонда прямых инвестиций Кириллом Дмитриевым предложении проложить под Беринговым проливом тоннель, который напрямую соединил бы Россию и США. Высокопоставленный руководитель в своем сообщении, размещенном в одной из соцсетей, даже придумал название для такого сооружения, символизирующего по его мнению единство: тоннель Путина-Трампа.
Между тем планы создания «сухого пути» из Советского Союза на Американский континент всерьез рассматривались еще в середине 1940-х гг. Инициатором выступил конечно же сам товарищ Сталин. Всемогущего «вождя народов» вдохновил разговор, состоявшийся у него в 1944 году с Авереллом Гарриманом — американским послом и личным представителем президента Рузвельта. На встрече, где обсуждались в том числе перспективы послевоенного устройства мира, влиятельный американец высказал убеждение, что экономические и партнерские отношения между нашими странами должны укрепляться и впредь. При этом Гарриман обмолвился: мол, неплохо было бы когда-нибудь построить надежный путь между Чукоткой и Аляской, чтобы организовать по нему бесперебойное железнодорожное сообщение.
Ну, вроде бы поговорили, пофантазировали, на том дело и кончилось. Однако Иосифу Виссарионовичу явно запала в душу идея пустить прямые железнодорожные экспрессы «Москва — Нью-Йорк».
В один из дней вскоре после окончания войны Сталин вызвал к себе Берию и начальника Главного управления лагерного железнодорожного строительства (ГУЛЖДС) ГУЛАГа генерала Френкеля, чтобы обсудить с ними этот замысел. А поскольку «хозяин» не любил, когда слова с делом расходятся, то уже вскоре после упомянутого совещания специалисты из френкелевского главка получили задание начать предварительную проработку вопросов, связанных с прокладкой новой трансконтинентальной магистрали.
Даже по нынешним временам, когда есть мощная, продвинутая техника, подобный проект выглядит сверх-сложным, а тогда, в период послевоенной разрухи и нехватки самых элементарных вещей, замахиваться на строительство в суровых абсолютно необжитых районах рельсового пути протяженностью многие тысячи километров было, казалось бы, вообще за пределами реальности. Однако усатый «кремлевский мечтатель» так вовсе не думал. Иосиф Виссарионович, судя по всему, вполне искренне полагал, что «для советского человека нет ничего невозможного». И подтверждением тому становились «великие сталинские стройки», благодаря которым на протяжении 1930-х – 1950-х гг. в Стране Советов появлялись грандиозные промышленные, транспортные объекты – Беломорско-Балтийский канал, Магнитка, Комсомольск-на-Амуре… Другое дело – ценой каких неимоверных усилий и каких жертв эти чудеса осуществлялись. Однако по поводу жертв и человеческих лишений генсек не волновался. Тем более в распоряжении верных соратников – исполнителей его «гениальных предначертаний», были огромные рабочие ресурсы – миллионная армия ГУЛАГа. Так что можно быть уверенным, новую сверх-дальнюю магистраль в сторону американских берегов строили бы на полном серьезе. И может быть, даже построили бы.
Еще на рубеже 1990-х автору этих строк довелось беседовать с Александром Жигиным, который в описываемые времена являлся одним из ведущих сотрудников в центральном аппарате ГУЛЖДС и имел непосредственное отношение к работам по прокладке «дороги в Америку».
По словам Александра Дмитриевича, схему тогда, в середине 1940-х предложили такую: от Москвы поезд идет на север, в сторону Воркуты, оттуда по проложенной вдоль Полярного круга грандиозной магистрали через Игарку и Норильск, мимо южных отрогов гор Таймыра — на Чукотку. Через Берингов пролив предполагалось поначалу перевозить поезда судами-паромами, а через несколько лет построить постоянный путь. Вариантов для него рассматривалось два: либо грандиозный 60-километровый мост, либо тоннель. С Аляски составы следовали бы через всю Канаду и далее в Соединенные Штаты до конечного пункта маршрута — до Нью-Йорка. Советские специалисты даже время высчитали: такое железнодорожное путешествие вокруг половины земного «шарика» должно было длиться 12-14 дней.
О выполненных проработках доложили Сталину. Тот проект одобрил и, якобы, даже высказался за вариант с прокладкой тоннеля под Беринговым проливом. Правда, разгоревшаяся уже вскоре «холодная война» быстро умерила полет фантазии советского лидера. В итоге от устройства железнодорожного сообщения с превратившейся в главного врага Америкой отказались, а потому и проектирование тоннеля под морской перемычкой, разделяющей два континента, было отложено в долгий ящик.
Однако укороченный вариант приполярной рельсовой магистрали на крайний Восток страны по-прежнему оставался актуальным. Еще через пару лет даже приступили к его осуществлению: из района Воркуты была начата прокладка через отроги Северного Урала железной дороги к Оби, в район Салехарда. А весной 1949 года ГУЛЖДС в соответствии с секретным постановлением Совмина СССР приступило к строительству 1300-километровой трассы, по которой поезда могли бы двигаться до порта Игарка на Енисее. Это была первая очередь будущей северной магистрали, связавшей бы Чукотку с «большой землей».
Впрочем, после смерти «отца народов» в 1953 году прекратили и строительство приполярной «железки»: в те годы она оказалась практически никому не нужной. Зарастающая тальником, проваливающаяся в болота недостроенная магистраль с тех пор заслужила прозвище Мертвая дорога.
Более 35 лет назад вашему корреспонденту довелось принять участие в экспедиции, прошедшей по трассе «сталинки». Увиденное во время свидания с этим «тысячекилометровым монстром», скрывающимся в сибирской глубинке, оставило неизгладимые впечатления. Тяжело было смотреть на разрушающиеся плоды человеческого труда, за которые заплачена столь дорогая цена.