Стажировка — это ресурс развития навыков и компетенций педагогов колледжей
Предприятия реального сектора экономики как никогда нуждаются в наше время в молодой и компетентной рабочей силе. Поэтому перед теми, кто их готовит, стоит задача постоянно повышать свою квалификацию, и не только в плане теории, но и изучая непосредственно на производствах применяющиеся там инновационные технологии. Чтобы быть в курсе всего того нового, что есть в той или иной отрасли преподаватели колледжей, в рамках специальной программы стажировок, приезжают на лучшие российские предприятия и знакомятся с передовым опытом, инновациями и технологиями.
Одна из стажировочных площадок для педагогов, которые готовят будущих специалистов в сфере оказания услуг, была организована на базе Центра «Мой бизнес» в Уфе (относится к Агентству по поддержке малого и среднего предпринимательства Республики Башкортостан). Главные условия, по которым отбирались предприятия, — они должны относиться к реальному сектору экономики и являться передовыми в плане применения инновационных технологий.
Как рассказал «МК» руководитель Регионального центра инжиниринга, входящего в Центр «Мой бизнес», Урал Насибуллин, перед ними как организаторами стояла задача соединить теоретические знания преподавателей с реальной деятельностью. Этот пробел должна была устранить стажировка.
На стажировку по направлению «Практические навыки работы на современном оборудовании предприятий реального сектора экономики» в Уфу из Иркутской области приехали преподаватели предметов, связанных с финансами, — это и банковское дело, и денежное обращение, и кредит, и менеджмент, и страхование и так далее. Они представляли ГАПО «Иркутский колледж экономики, сервиса и туризма», ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет» и ГБПОУ «Тулунский аграрный техникум».
— Нам было интересно наблюдать, какое впечатление на стажеров оказывает производство, — рассказал «МК» Урал Насибуллин. — Ведь сфера образования у нас немного оторвана от реальной экономики. Это были преподаватели экономики и финансов, и до этого они не были знакомы с реальным производством. Они думали, что увидят какие-то станки, шум, грязь и так далее. А здесь они ознакомились, можно сказать, с «хай-теком». Самое главное, что преподаватели увидели именно все то самое передовое, что есть на сегодня в ведущих отраслях экономики. Это три сферы: производство электроники, телекоммуникации и авиационные технологии. Они побывали на заводе по производству компонентов для электроники, в телекоммуникационной компании «Уфанет», которая специализируется на интернете и кабельном телевидении, а также в Технопарке авиационных технологий, где размещаются современные стартапы (новый бизнес в какой-то отрасли). И они были восхищены всеми этими современными технологиями, не ожидали такое увидеть…
Своим мнением с «МК» поделился один из стажеров — преподаватель ГАПО «Иркутский колледж экономики, сервиса и туризма» Анна Колесникова. Как она рассказала, «стажировка по обмену опытом в другом регионе не только дает новые знания, навыки, но и вдохновляет на изменения, на профессиональный рост и повышает чувство патриотизма». «Потому что ты видишь, насколько высок уровень развития наших российских предприятий — флагманов в своих отраслях», — пояснила она.
— Что вы ждали от стажировки, когда на нее поехали?
— Ожидания были одни — удивиться чему-то новому, увидеть возможность применить на практике в своей образовательной деятельности новые знания и навыки. Больше всего мне запомнились современные инструменты бережливого производства, которые применяются в телекоммуникационной компании «Уфанет».
Очень впечатлил коворкинг «Фабрика будущего» в Уфе! Это такой современный многофункциональный комплекс для стартапов молодежи и малого бизнеса. Просто супер! Там есть возможность реализации первоначальных, малых и больших проектов предпринимательства. Именно там мы увидели, как происходит реализация программы по поддержке талантливой молодежи и малого предпринимательства.
— В чем главная ценность этой стажировки для вас?
— Участие в стажировке — это часть образовательной программы в рамках повышения квалификации. Мы, педагоги, воспринимаем стажировку как ресурс развития своих профессиональных компетенций, как знакомство с примерами успешного ведения бизнеса, производства.
Но что особенно важно — это то, что для знакомства стажеров с производством были подобраны предприятия, ведущие свою деятельность на основе современных цифровых технологий. Я бы отметила профессионализм спикеров, выбранных для учебного взаимодействия. Мы научились работать с информацией, развивали навыки в области организации финансового консультирования субъектов малого и среднего бизнеса, научились использовать цифровую площадку центра «Мой бизнес» в Иркутске.
Анна Колесникова вынесла много полезного для себя из этого мероприятия в практическом плане — именно то, как можно дополнить и усовершенствовать свою программу обучения. В процессе стажировки у нее появились идеи, как привлечь к ведению своих дисциплин практиков с предприятий и как организовать обучение студентов по направлению предпринимательской деятельности на основе цифровых технологий с привлечением работников центра «Мой бизнес» (отделения в Иркутске).
Не ради ли этого и реализуется программа федпроекта «Профессионалитет»?
Ну а итоги стажировки подвел наставник Урал Насибуллин:
— Одно дело, когда педагог изучает какую-то тему по учебникам и пособиям, и совсем другое, когда преподаватели пришли непосредственно на производство и увидели все своими глазами, — подчеркнул он. — После таких мероприятий они будут иметь представление, как это все организуется на предприятиях, и смогут уже по-другому, более доходчиво и со знанием дела объяснять студентам свой предмет. И для учащихся это тоже будет интересно, потому что их преподаватель уже будет говорить не абстрактно, а с пониманием сути дела.
— Насколько важны, по вашему мнению наставника, такие стажировки?
— Они имеют неоценимое значение для повышения уровня преподавания. Работодатели в подавляющем своем большинстве жалуются на то, что молодежь, которая приходит к ним после окончания учебных заведений, имеет слабое представление о реальном производстве. Поэтому компаниям приходится тратить время на то, чтобы их доучить. Это означает, что молодой специалист еще какое-то время не может работать в полную силу. А чем больше учащиеся в ходе своего обучения будут узнавать о реальном производстве, тем короче у них будет этот период вхождения в нормальный рабочий ритм после окончания колледжа. В целом это приведет к повышению производительности труда, сокращению издержек производства, а главное — к увеличению объемов производства, где это необходимо. Ведь у нас во многих сферах сейчас существует потребность в увеличении объемов производства. И с такими подготовленными кадрами предприятия добьются этого гораздо быстрее. Мы эту актуальность очень хорошо видим.
Фото: Пресс-служба Центра «Мой бизнес» и из личного архива героев статьи