В каком возрасте и как начинать половое просвещение детей
В последнее время вокруг только и говорят, что о демографии. И всерьез вот уже второй год обсуждают внедрение в школьную программу предмета под названием «семьеведение». Больше того, есть регионы, которые уже ввели в свое расписание семьеведение как полноценный предмет, а не факультатив.
Но как показывает опыт таких флагманов в Самарской, Нижегородской области, в Архангельске, детям рассказывают о психологии брака и стратегии межполовых отношений, о семейной экономике и ведении бюджета, о святости брака с позиции и РПЦ. В общем, о чем угодно, кроме физической стороны любви и сопутствующих проблем для подростков. Судя по риторике наших депутатов, продвигающих семьеведение в школы, разговоров о сексе на уроках не предвидится.
И немудрено: предмет «Этика и психология семейной жизни» в большинстве школ потерпел крах в самые разнузданные с точки зрения нравственности 90-е. Как только начинались в учебнике главы «об этом», учителя краснели, хихикали и предлагали «прочесть самим».
К сожалению, данная область образования и сейчас остается самой консервативной. И дома многие родители так же не знают, как к такой беседе подступиться. Самым распространенным выходом многим видят покупку книжки, посвященную данному предмету. Отдал ребенку, и пусть читает. Или же взрослые вовсе не парятся, как и поколения до них. Пусть просвещают двор, пусть наставляют гаражи…
О том, как все-так поговорить с ребенком о его сексуальности, как избежать проблем и начать такую беседу в нужном тоне и вовремя, говорит системный семейный психолог Екатерина Шабельская.
— Тема сексуального просвещения вызывает в обществе много споров. Одни считают половое воспитание необходимым для гармоничного развития личности ребенка, другие относятся настороженно, опасаясь вызвать у подростков повышенный интерес к сексу. Уроки семьеведения, которые планируется проводить в российских школах с нового учебного года, направлены на приобщение старшеклассников к традиционным семейным ценностям и не предусматривают бесед о сексе, контрацепции и профилактике ЗППП. Родители сами должны рассказывать своим детям об интимной стороне жизни, чтобы защитить их от ошибок. Пренебрегать секспросветом и оставлять ребенка без важной информации преступно, поскольку это подвергает риску его здоровье и жизнь.
— С чего можно начать?
— Нередко мамы и папы стесняются откровенно говорить с детьми о половой жизни и физиологических процессах, сопутствующих взрослению. Тема секса относится к разряду стигматизированных — она считается неудобной, запретной. Следует отметить, что многие взрослые сами нуждаются в сексуальном ликбезе, несмотря на солидный опыт супружеской жизни, так как не знают элементарных вещей и мыслят ложными стереотипами.
Прежде чем беседовать с ребенком на деликатные темы, родителям стоит восполнить собственные пробелы в знаниях анатомии и психологии, внимательно изучив тематическую литературу и видеосеминары. Отсутствие базовых знаний приводит к удручающему результату — половой неграмотности молодежи на фоне раннего сексуального опыта.
— А когда, в каком возрасте ребенка лучше начать такой разговор?
— Многие родители рассматривают половое воспитание как просветительские беседы, приуроченные к периоду пубертата. Однако сексуальное образование ребенка начинается уже с раннего возраста, когда малыш учится говорить, изучает собственное тело и задает первые вопросы маме и папе. Разговаривая с ребенком, важно правильно называть части тела, не прибегая к эвфемизмам, которые еще больше запутывают детей. Необходимо обозначить, что есть интимные органы, к которым не прикасается никто и никогда, за исключением некоторых близких взрослых и лишь при определенных обстоятельствах.
— Иногда бывает, что дети как раз в возрасте 5-8 лет задают такие вопросы, что не сразу и ответишь…
— Как реагировать, если дошкольник напрямую интересуется, откуда появляются дети? Следует избегать ухода от ответа и замалчивания — намеренно игнорируя тему секса, родители транслируют детям, что те спросили о чем-то тайном и постыдном. Также не стоит говорить дошкольнику заведомую неправду, что его купили в больнице или нашли в капусте — такие сказки тоже являются провальной, «страусиной» тактикой, подрывающей у ребенка доверие к родителям.
Если деликатный вопрос был задан в неподходящий момент, например, в магазине или в общественном транспорте, можно ограничиться кратким ответом или пообещать рассказать обо всем дома. Будет замечательно, если вы заранее приобретете качественную детскую литературу, иллюстрирующую процесс внутриутробного развития плода. Дети с удовольствием рассматривают красочные картинки, восхищаясь, как из крошечной клетки постепенно формируется младенец — ведь это настоящее чудо жизни. Выстраивая разговор о том, что предшествует беременности, важно подчеркнуть, что сексуальная близость — это хорошо, но вступать в такие отношения могут только взрослые мужчины и женщины.
— А с какого возраста нужно начинать такие разговоры, допустим, если ребенок не спрашивает сам?
— С девятилетнего, примерно, возраста нужно рассказывать детям о половом созревании и сопутствующих физиологических изменениях. Это делается для того, чтобы подростки не пугались и не стыдились таких естественных процессов, как менструация, эрекция и поллюция, вовремя замечали у себя признаки нездоровья и обращались к врачу.
— Некоторые люди, особенно сейчас, когда некий откат в ханжество присутствует, говорят: зачем рассказывать, придет время, сами узнают…
— Нет, очень важно учить ребенка относиться к своему телу с заботой и ценить собственную индивидуальность. Подростки, особенно девочки, часто беспокоятся по поводу внешней привлекательности — физическая красота кажется им залогом успеха и счастья. Как правило, эта деструктивная установка идет из семьи и способствует невротизации личности — девочка болезненно переживает свое несоответствие стандартам красоты и мечтает достичь идеальной внешности с помощью жестких диет. Это отрицательно сказывается на самооценке, здоровье и выстраивании отношений с окружающими. Хорошо, если мамам удастся донести до дочерей, что они привлекательны и уникальны такие, какие есть, независимо от модных эталонов.
— А когда и как нужно говорить именно о сексе, о том, что происходит при половом контакте и последствиях?
— В подростковом возрасте важно, чтобы школьники знали о контрацепции и заболеваниях, передающихся половым путем. Но не только о нежелательной беременности или ЗППП надо говорить. Мальчики и девочки должны усвоить, что вступление в сексуальные отношения возлагает на обоих партнеров серьезную ответственность. Надо, чтобы подросток четко осознавал, чего он хочет и чего не хочет — умение говорить «нет» позволяет избежать неприятных ситуаций и сохранить самоуважение. Способность отказывать и спокойно воспринимать чужие негативные эмоции закладывается с раннего детства — это неотъемлемая часть социализации личности.
— Какую линию поведения в этих разговорах лучше выбрать?
— Беседуя с подростками, родители должны быть компетентными в вопросах сексуального образования, иначе сыновья и дочери не будут всерьез воспринимать их слова.
Не рекомендуется также проявлять излишнюю напористость и утомлять детей долгими лекциями — подростки не приемлют навязчивости и нравоучений. Важно заранее обдумать ход разговора, предусмотреть возможные реакции и составить список полезных интернет-ресурсов.
Согласно данным ВОЗ, беседы о сексуальности, культуре согласия и безопасности вырабатывают у молодежи осознанный подход к половой жизни. Сексуальное образование не развращает детей и подростков, а наоборот, морально сдерживает их и делает менее уязвимыми.