Уникальный международный фестиваль «Принцесса цирка» прошёл в одиннадцатый раз в Саратовском государственном цирке имени братьев Никитиных. 120 участниц из 12 стран мира боролись за усыпанную самоцветами корону принцессы, доставшуюся в результате россиянкам, выполняющим трюки, ещё недавно считавшиеся исключительно мужскими.
тестовый баннер под заглавное изображение
«Принцесса цирка», организованная компанией «Росгосцирк» при поддержке Министерства культуры РФ, по праву считается одним из самых красивых фестивалей циркового искусства в мире, ведь к участию в нём допускаются только женщины. При этом высокий уровень мастерства по словам его ведущего народного артиста России Эдгарда Запашного достигается высокой конкуренцией.
— Не смотря на непростую международную ситуацию, у нас уже очередь из заявок на следующий год, — признался Эдгард. – Это значит, что фестиваль хорошо набрал обороты, стал престижным.
В течении четырёх дней зрители наблюдали красочное представление, в котором соединились красота, грация, ловкость и сила. Для победительниц подготовили 10 наград: четыре бронзы уехали в США, Вьетнам, Аргентину и Венгрию, серебро досталось России, Китаю и Монголии, золото поделили Россия и Казахстан, который представил самую юную 15-летнюю участницу фестиваля. Но на 13 метрах манежа все равны, а главный критерий – это мастерство исполнения трюка.
— Сейчас уже нет ни одного циркового жанра, в котором не представлены женщины, — рассказал генеральный директор Росгосцирка Сергей Беляков. — Участницы делают сложнейшие трюки, хотя без крепкого мужского плеча всё равно обойтись не могут. Тяжёлую работу, страховку даже на нашем фестивале берут на себя мужчины.
Анастасия Иванова, лидер конно-акробатического ансамбля «Русь» под руководством Рустама Газзаева, взявшего Гран-при за безупречную джигитовку призналась, что в начале карьеры сталкивалась с непониманием со стороны коллег мужчин. Но теперь уровень её мастерства вызывает исключительно уважение. Их выступление, завершавшее каждое шоу фестиваля сложнейшим трюком, в котором артист прокручивается вокруг шеи, а потом под крупом бегущей на высокой скорости лошади, неизменно вызывало бурные овации и заставляло подняться весь зал (в цирке принято, что зритель встаёт, выказывая свой восторг). Акробатки из Венгрии сказали, что российская публика поразила их своей эмоциональностью, ведь в Европе подобная реакция скорее исключение. Но дело не только в российской эмоциональности — на фестиваль попадают лучшие.
В этом году в Саратове особенно ждали аргентинок. Они привезли редкий для России номер – групповое гаучо — впервые исполняющийся женщинами. Гаучо – это старинный способ охоты. К концу длинной верёвки охотники привязывали камень, получая эффективное оружие. Для зрелищности циркового номера добавились барабаны и танец-чечётка, с помощью которой, как рассказала руководитель группы Флора Кура Борда, мужчины порой выясняли отношения. Разумеется, исторически гаучо был чисто мужским видом циркового искусства. И только последнее время им овладели женщины.
– Артисты старшего поколения от этого не в восторге – признаётся Флора, — но мир не стоит на месте. К тому же у нас есть огромное преимущество: мы всегда будем выглядеть лучше!
Цирковое искусство – это прежде всего красивое шоу, и современные технологии позволяют сделать его более зрелищным. Российская акробатка на воздушной мачте Мария Бакалкина, получила золотую корону не только за сложность исполнения, но и за великолепное лазерное шоу, которым дополнила свой номер. За Россию одесситка Мария начала выступать совсем недавно. После трагических событий в Доме профсоюзов в 2014 году она переехала и обрела новый дом в Большом Московском цирке.
В этом году организаторы максимально погрузили участниц фестиваля в культуру России. Основной темой стали «Русские самоцветы», а сам фестиваль поменял сезон на тёплый, и гости смогли увидеть во всей красе старинный русский город и матушку-Волгу.